Основные понятия и проблемы философии
1) А) Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. В человеке есть много скрытого, таинственного.
Вопросов всегда больше, чем ответов.
Б) Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология.
Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
2) А) В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно =From_ kurnovski=y. ru и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Б) СоциаÌльная филосоÌфия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией.
Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.
Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона ("Государство") и Аристотеля ("Политика").
3) А) Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.
Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя.
$From kurno*vskiy*.ru Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Методы философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.
Б) Философия имеет ряд разделов: • Онтология – учение о бытии или о первоначалах всего сущего. • Гносеология – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. • Аксиология – учение о ценностях. В структуре философского знания выделяют так же: • Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. • Философскую антропологию – учение о человеке. • Философию культуры – исследуется сущность и значение культуры. • Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.. • Философия истории. 4) А) Мораль – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные принципы, цели и мотивы поступков *F=rom kurnovskiy. r$u и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью.
Примеры исторических форм: В древних культурах мораль была слабо развита, характеризовалась кровной местью – талионом, принципом которого было "око за око, зуб за зуб". Возникает золотое правило морали, сформулированное впервые Конфуцием: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе самому. Культура Древней Греции, сформировались "эпические ценности", которые ориентировались на успех-неуспех и рассматривались с точки зрения внешней и, прежде всего, воинской доблести; Б) Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. В праве отражено понятие "морального вреда", однако мораль остается сферой высших идей, делом совести. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести: *From k*u$rnovskiy. ruправо вырабатывается государством, мораль — обществом; право закреплено в государственных актах, мораль — нет; за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественная критика.
5) Познание — совокупность процессов и методов приобретения знаний.
Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Принято разделять 2 стороны познания: чувственная(связана с непосредственными органами чувств) и логическая.
Практика – целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика — это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели.
Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры. Структура практики: Объект, Субъект, Цель, Результат, Средство 6) Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.
К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций), гражданская история, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст.
Человек в его человеческой специфике всегда *From kurn$ovskiy.$ru выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный).
Потенциальным текстом является и человеческий поступок. В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом.
Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание.
7) Необходимость и случайность – это соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами.
Необходимость – явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания =F=rom kurnovs=kiy. ru независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимости и дополнение к ней. 8) Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии.
На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм и др. Сама проблема: "Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?" выросла из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии(познание мира) является агностицизм. В философии агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение. 9) Философия является наукой, поскольку её задачей *From kurnov$skiy. ru_ является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия".
Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. 10) Категории : часть – это элемент некоторого целого; целое – то, что состоит из частей.
А все части входят в систему, где они тесно связаны и зависят друг от друга. Система – слабое целое, а целое – сильная система.
Пример: камень(целое) – состоит из молекул(части)– молекулы составляет систему. Меризм – философская =From kur_novskiy. ru$ позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей.
11) А) Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Мир в своем многообразии неоднороден, с другой стороны являет собою некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Существует много дискуссий о том, один ли мир и если да, то в чем состоит единство. Б) Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция.
Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя), или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Монизм выражен в философии Платона, Гегеля.
Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал, борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Плюрализм – учение, согласно которому существует несколько (или $From kurnov$skiy*.ru множество) независимых начал бытия или оснований знания.
Термин "плюрализм" введен Вольфом.
12) Философия истории интересуется направленностью исторического процесса.
Древние греки воспринимали мир как завершенный космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это космоса или человека.
Христианская философия истории преодолевают античную идею круговорота(тот который, пройдет путь очищения от грехов, способен вернуться в вечность). Философия нового времени вырабатывает рациональные объявления хода истории процессов.
Сам разум признается источником прогресса, поступательного от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Время и ход истории считается линейными процессами.
13) Как показывает история, свобода бывает важнее, чем жизнь.
Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, делающей его осмысленным.
Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы (человеческого существования) и несвободы (биологического существования).
История исследования проблемы свободы можно разбить на ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в $From kur$novskiy. ru* ее осмыслении. Философия изначально не могла не заняться данной проблемой не только потому, что это одна из смысложизненных проблем человеческого существования, но и потому, что сама философия возникает как свободный тип мышления, как мировоззренческое обоснование права человека на свободу.
Но на начальном этапе философия, как это ни покажется странным, отрицает свободу и абсолютизирует природную и социальную необходимость (Демокрит). 14) Материализм – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом, а идеальное – вторичным.
В вечном споре материализм представляет собой противовес идеализму.
Идеализм – термин для обозначения философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному.
Выделяется две основных ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
15) Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий.
Государство появляется там где, классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров *Fr_om kurnovskiy. ru= и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт — государство. В сущности государства на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных обществах.
Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Функции гос-ва: внутренние(правовая, экономическая, культурная) и внешние(национальная безопасность).
Роль государства:управлять хозяйством и обществом; оборонять собственную территорию. 16) Пространство и время — философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, сосуществование, с другой – процессы смены их друг другом, продолжительность их существования.
Время – основное условие всякого конечного существования. Пространство — то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.
17) Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, разрывы между самочувствием _From* kurnov$skiy. ru реального индивида и объективным.
В современном философском языке понятия "культура" и "цивилизация" – одни из самых распространенных и многозначных.
Термин "Культура" переводится как "обработка, развитие " и подразумевает целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т. п.), а также воспитание и обучение самого человека.
Понятие "Цивилизация" – обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
18) А) Социальная структура – совокупность взаимосвязанных элементов(индивидов), составляющих внутреннее строение общества.
Б) Социальные отношениЯ – различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми.
Классификация: классовые, национальные, этнические, групповые – отношения. Специфика: отношения между социальными субъектами, когда идёт различие их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
19) А) Прогресс — направление развития от низшего к высшему, движение к лучшему. Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения.
Первым, кто *From ku*rno*vskiy. ru изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер.
Б) Критерии прогрессивного развития: уровень целостности, приспособляемость, пластичность, гибкость, динамичность, потенциал развития. 20) А) Диалектика – теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; Б) Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; Законы диалектики – основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи.
Выделяются три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания; 21) Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. — ограниченность природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и =From k$ur$novskiy. ru т. д. 22) Одной из важнейших задач философии является исследование и раскрытие движущих сил истории.
За последнее время в связи с научно-технической революцией и автоматизацией производства многие философы обратили свое внимание на роль техники в обществе.
Наука и техника начали вторгаться буквально во все сферы жизни.
Компьютеры в сотни раз облегчают труд ученых, бухгалтеров и других работников.
Не требует особых доказательств, что в XXI веке будут доминировать те государства, которые будут обладать научным капиталом.
Поэтому нужны капиталовложения в научные исследования, и прежде всего в фундаментальные науки, совершающие прорыв в области научных открытий. В результате длительных размышлений философы пришли к выводу, что ни духовные, ни экономические факторы в настоящее время не определяют общественное развитие.
23) Матеpия — это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит.
Категория "материя" обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.
Главное свойство мира, фиксируемое с _From kur*n=ovskiy. ru помощью категории "материя", состоит в его самостоятельном, независимом от человека и от познания существовании.
Путем анализа трех основных этапов эволюции, характерна трактовка Материи как: вещи, свойства, отношения. 24) Сознание обозначает высшую способность психического отражения действительности, присущую человеку.
В силу принадлежности человеку оно никогда не бывает отображением внешнего или внутреннего мира. Сознание тесно связано с познанием.
На протяжение долгого времени сознательное и бессознательное поведение человека не различалось, а само сознание отождествлялось с интеллектом, мышлением.
Существенной чертой сознания является его избирательность.
Сознание неотделимо от жизненного опыта личности, оно является результатом индивидуального выбора. Как только первые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись с проблемой сознания.
Сократ определил главную задачу философии – познай себя.
Иными словами, познай свою природу, в том числе природу своего сознания.
25) Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений =Fro*m kurno_vskiy. ru характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития.
Возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
26) А) Истина это проблема, которая всегда связана с проблемой познания.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Исходный признак истины – объективность. Истина в тоже время субъективна (по содержанию и форме) истину познают люди, выражающие ее в формах: понятиях, теориях.
Для характеристики её как процесса применяется категория абсолютная истина: полное исчерпывающее знание о действительности в целом и элемент знаний, который не может быть опровергнут: "люди смертны". Относительная истина заключается в ее неполноте, условности, приблизительности.
Это и есть проблема истины. Б) Критерий – признак, основание, мерило оценки чего-либо.
Особо выделяют критерии $From kurnovs$k*iy. ru истинности знания.
Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности.
Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.
Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знания экспериментальным данным.
27) А) Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.
Науки нет без философии, а философии – без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий.
Б) Сциентизм – это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире.
Нередко сциентисты считают "образцовыми науками" физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной *Fro$m kurnovski=y. ru жизни общества.
Антисциентизм – полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.
28) Искусство – образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.
Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры.
Эстетика – учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени знания неоднократно менялось.
Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.
Различают эстетику: эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную. 29) Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории.
Следовательно, это результат созидательной творческой деятельности людей.
И тогда оказывается, что культура – это процесс, в котором человек может выступать в качестве Творца, Носителя и Потребителя.
Культура двуедина, потому что в процессе созидания материальных или духовных ценностей человек совершенствует самого себя.
_Fro=m kurnovskiy.$ru Под культурными исследованиями понимается не отдельная социальная или гуманитарная дисциплина, а определенная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин – от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики. 30) А) В современном мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани.
В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.
Мало людей которые готовы и смогут внести общенаучный вклад в историю.
Б) Хотя каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей, которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.
31) Религия – особая форма =F*rom ku*rnovskiy. ru сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара. В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
Между тем, человек больше, чем просто носитель общественных отношений.
Его сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями.
И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию отношения человека к миру и к себе.
32) А) Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный $From kurnovs$k$iy. ru целостный организм, как единая система.
Общество – особая подсистема объективной реальности, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди.
Б) Специфика социального познания проявляется в том, что общество есть результат деятельности человека, преследующего свои цели.
Но и сам человек есть продукт общества, носитель определенных общественных отношений. 33) Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира.
Их равно интересуют вопросы: что есть добро и зло? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т. е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Но между ними есть и различия.
Религия – сознание массовое.
Философия – сознание теоретическое. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает.
Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
34) Бытие – интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через *From =kurnovsk$iy. ru его существование.
Таким образом понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты – их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством – качеством быть, существовать, занимается особая наука – онтология.