Техноценоз

Категория: Безопасность
На правах рекламы:

Поэтическое изложение: «Герой нашего рассказа — технология. Это мир скал и рек, палок и стали, воздуха и света звезд, галактик, атомов, молекул. Человек — всего лишь материальное тело особого рода, которое должно совершать определенные действия, чтобы поддерживать свое состояние в космической материальной системе. Средства приспособления и контроля, обеспечения безопасности и борьбы за выживание — это технологические средства. Так что культура становится прежде всего механизмом преобразования энергии, необходимым, чтобы заставить энергию работать, на благо человека, а уж потом — механизмом формирования и направления его поведения, не связанного напрямую с добыванием пищи, защитой от врагов и борьбой с врагами. Поэтому социальные системы определяются технологическими системами, философские концепции и искусство отражают опыт, сформированный технологией и преломленный социальными системами. Культурные системы, аналогично системам биологическим, обладают способностью к росту. То есть способность захватывать энергию оборачивается способностью захватывать и преобразовывать ее во все больших количествах. Таким образом, культурные системы, подобно биологическим организмам, развиваются, множатся и распространяются на другие территории. Солнце — первичный двигатель; культура — термодинамическая система, которая от него работает. По крайней мере, солнечная энергия породила все известные доселе в истории культурные системы, и она будет поддерживать культурные системы даже тогда, когда все земельные запасы расщепляемого топлива будут исчерпаны, если цивилизация выживет и доживет до этого момента. Но все же главным действующим лицом в нашей пьесе остается технология, даже если она окажется не героем, а злодеем. Технология строит, но она может и разрушать. Надежда на то, что цивилизация, таким трудом и с такими издержками созданная, просто не может уничтожиться, потому что такой конец был бы слишком ужасен и лишен смысла, — не более чем наивная антропоцентрическая болтовня. Космосу нет никакого дела до того, что создал человек на этой крошечной планете. Окончательное уничтожение человеческого рода — а рано или поздно это произойдет — будет далеко не первым случаем, когда тот или иной вид полностью вымирает. Это уже не станет событием в жизни нашей планеты. Но человек может пережить радиоактивную катастрофу, даже если его культура будет отброшена до уровня эпохи неолита; он снова начнет восхождение наверх, на этот раз, может быть, другим путем; и не исключено, что культура от этого только выиграет. Культура же может и не разрушиться, и даже не пострадать сильно от новых источников энергии. Вероятность разрушения не больше вероятности выживания. Когда произойдет следующее крупное ристалище на международной арене, разрушения могут быть — и, наверное, будут — велики, но и созидательные силы новых технологий могут оказаться достаточными, чтобы восстановить разрушенное за короткий срок и объединить весь мир в единую политическую систему. Тогда и только тогда будет устранена роковая неизбежность войн и расчистится путь для более интересной и богатой жизни. Мы набросали чисто культурологический обзор эволюции культуры. Характеризуя в целом поведение и развитие этой экстрасоматической традиции, мы не касались проблем расы, физического типа, интеллекта, морального чувства, человеческого достоинства, демократии прогресса, индивида (гения или его противоположности), проблем отцов и детей, сознания, социального взаимодействия, базовой структуры личности, приучения к чистоплотности в раннем детстве, естественного или искусственного вскармливания младенцев. Мы объясняли культуру, исходя из самой культуры. Грозу или смерч объясняют, исходя из предшествующих или последующих метеорологических явлений; описывая клан или конституцию, аналогичным образом следует объяснять их, исходя из истории того, что им предшествовало в культуре, и их культурных последствий.» "Таким образом, техника образует каркас, структуру техноценозов, а технология обеспечивает процессы (и заключается в них) функционирования и отдельных машин, агрегатов, и техно-ценоза в целом. Технология — материализующаяся душа техники. Основа ее — единичный документированный технологический процесс, акт движения" "Техническая реальность породила человека, ставшего му-тационно способным: а) осознавать возможность орудий, изготовлявшихся им как животным; б) абстрагируясь, вычленить "идею" изделия и передать &quot
;образ" соплеменнику (начало информационной реальности); в) заставить работать на себя (биологическое человека, осознанное техническое и сохраняемое информационное привели к социальному). Эта способность отражает возможность мозга лишь у человека представлять "образ" в терминах Н-распределения" Кудрин Б. И. Технетика: Новая парадигма философии технетики (третья научная картина мира) Препринт. Томск, 1998 «…технетика (также отчасти, как и концепция Г. Кулакина и З. Эльтековой) представляет собой теорию идеальных инженерных устройств. В ней объектом изучения является сама техника и технология, представленные как квазиприродные образования; в данном случае их "жизнь" редуцируется к биологическим закономерностям. » Розин В. М. Понятие и современные концепции техники. – М., 2006 «Повторение техноэволюцией на качественно ином уровне черт биоэволюции. Определение техноэволюции и элементарного фактора информационного отбора, действие которого векторизовано. Творческий характер техноэволюции, основой которой является вариофикация, а новшества отбираются информационно, путем проб и ошибок, двигаясь по пути специализации и опираясь на преемственность в документе — фундаментальное свойство техноэволюции. …Информационный отбор действует на любом этапе цикла техноэволюции. Генотип детерминирует проявление одного и того же фенотипического признака в различных срйдах, но в альтернативных вариантах отбирается изделие в целом (генотип оценивается целиком). Различают ведущий, стабилизирующий и дизруптивный отбор. Превосходство изделий, выпускаемых вариантно. Эффективность информационного отбора повышается при наличии изделий, близких по параметрам. Действие дрейфа документов при нескольких конструкторских бюро, изготовителях, при падении спроса, в дочерних предприятиях. Плата за информационный отбор и ускорение эволюции. Ненаследуемость изменений, вносимых в фенотип. Трансдукция. Различают виды: технетический (все ТМ 1000), таксономический, последовательный (серия двигателей — А, А2, А3, 4А, 5А). Видообразование сопровождается дифференциацией документации. Виды-двойники и виды-близнецы. Географическое видообразование — наиболее распространенное явление (усиленное ведомственными барьерами). Техническая изоляция. Правила Бергмана и Аллена (выступы, больший вес). Проявление массового квантового видообразования. Большинство технических изделий — аллополиплоидное (электропривод). Сущность видообразования: документ имеет технические и технологические особенности, не позволяющие подменить его другим. » СЕМИЛЕТНИЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ТЕХНЕТИКИ И О ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТИПА ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНОЗ» (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ)