ОБЗОР камеры ДЕНЬНОЧЬ…
ДЕНЬ-НОЧЬ… Все о вашей безопасности № 6, 2005 Начиная с середины 70-х годов на рынке передающих средств для систем CCTV параллельно существуют телекамеры черно-белого и цветного изображения.
С развитием техники соотношение менялось в пользу цветных телекамер, и на сегодняшний день такими камерами оснащены системы охранного теленаблюдения во всех развитых странах. Большинство "брендовых" производителей постепенно отказывается от выпуска монохромной видеоаппаратуры, например, компания JVC перестала выпускать черно-белые камеры еще несколько лет назад.
Это общая тенденция, поскольку цветное изображение более информативно, чем черно-белое:на 330 линиях цветной камеры можно почерпнуть информации в несколько раз больше, чем на 570 линиях монохромной. Именно высокая информативность изображения компенсирует меньшую, по сравнению с монохромной, чувствительность и разрешающую способность цветной видеоаппаратуры.
Проблема низкой чувствительности цветных камер особенно остро проявляется при использовании в уличных условиях.
Неизменная смена светлого времени суток темным и наоборот порождает целый комплекс проблем, связанных с организацией круглосуточного видеонаблюдения. В светлое время суток такая видеоаппаратура дает высокоинформативное изображение в цвете, но с наступлением сумерек, переходящих в ночь, из-за невысокой чувствительности камеры и недостаточной освещенности нарушается цветопередача, картинка "зашумляется", и изображение на экране становится неприемлемым для восприятия.
Производители оборудования для систем охранного теленаблюдения пытались решать эту проблему разными путями, вплоть до параллельной установки цветных и монохромных камер. В итоге появились камеры "день-ночь" или "day-night"/"day-nite" (американский вариант наименования), которые позволили получать качественную цветную картинку в период от рассветных до закатных сумерек, и не менее качественное черно-белое изображение в ночное время, расширив тем самым функциональные возможности систем видеонаблюдения.
Такая аппаратура была создана на базе цветных камер с несколько видоизмененной "начинкой". В качественных цветных камерах используется ИК-непрозрачный фильтр для отсечения из общего оптического потока ближней ИК-области спектра, искажающей цветопередачу. Фильтр этот представляет собой тонкую плоско-параллельную пластинку, наклеенную на покровное стекло ПЗС-матрицы.
В камере "день-ночь" оснащенный электромеханическим приводом ИК-фильтр введен в зазор между задней линзой объектива и чувствительным элементом. Когда освещенность падает ниже порогового уровня, фильтр механически выводится из оптической схемы и камера переходит в черно-белый режим съемки.
При восстановлении уровня освещенности фильтр вводится обратно, и камера выдает изображение в цвете. В конструкции камеры предусмотрен фотометрический элемент, который вычисляет порог освещенности.
При ее падении ниже расчетной величины он дает команду на электромеханический привод фильтра, одновременно в электронной схеме камеры выключается цветовой тракт, и камера переходит на монохромное изображение.
Это позволяет сохранить функциональность системы теленаблюдения вплоть до наступления ночи.
Именно наличие фильтра с механическим приводом позволяет относить камеру к классу "день-ночь". Такие камеры есть в линейках оборудования компаний Pelco, JVC, СВС/ Ganz, Ikegami, Sanyo, Sony, Panasonic, Bosch (Philips). Подобную аппаратуру выпускают и другие производители.
Технология "день-ночь" имеет свои нюансы, как бы ни была тонка пластинка фильтра — она часть оптической схемы. Механический вывод элемента нарушает схему, и это может в конечном итоге привести к расфокусировке изображения на ПЗС-матрице.
Чтобы этого избежать, на место выведенного фильтра ставится оптически прозрачный элемент.
Камер с такой технологией на рынке считанные единицы, одним из наиболее известных производителей является американская компания Pelco.
Наличие механического фильтра и ряда необходимых электронных "наворотов" существенно влияет на стоимость аппаратуры этого класса.
Под маркой камер "день-ночь" также продается техника и с несколько иной внутренней компоновкой. Фильтр в таких камерах никуда не выводится, он наклеен на матрицу.
Порог минимальной освещенности вычисляется фотометрически, при его прохождении, цветовой тракт выключается и одновременно добавляется коэффициент усиления в монохромном тракте — камера переходит в черно-белый режим. Такая техника обозначается как electronic day-night, easy day-night (терминология JVC) или "Automatic Chroma Killer" (терминология Ikegami), в маркировке некоторых производителей таких камер обозначение day-night берется в кавычки.
Конструктивное упрощение влечет за собой не только снижение цены, но и сужение круга функциональных возможност